Chaga (chaga) wrote in auto_daily,
Chaga
chaga
auto_daily

Categories:

Немец на курорте

У ближайших географических соседей выше по течению Волги, на правом ее берегу, с огнем воюет натуральный музейный экспонат, большая редкость и заслуженный ветеран. Теплый ламповый симпатяга, который наглядно передает дух и стиль отрасли автомобилестроения середины прошлого века. Подавляющее большинство машинок этой модели давно сгинуло в сталеплавильных печах, а те, что остались - отъегорены, местами околхожены и благополучно собирают пыль по музеям и грязь по разнообразным ретро-фестивалям. Причем в отечестве мне музейные машины этой модели вообще неизвестны, а вот в этих наших Европах штук пять, пожалуй, наберется.



Есть, правда, вариант, что в Калининградской области еще можно наткнуться на подобный агрегат в каком-нибудь колхозе Ново-Курмышинского района. Но это пальцем в небо - с фотоматериалом, как и с любителями пожарной техники, в анклаве весьма туго. В "континентальной" же части страны ульяновский старичок уникален и неповторим, особенно в бело-полосатом костюме российского ГОСТа.



Самый настоящий, чистокровный немец TLF-16 на шасси Magirus-Deutz F150 D10. Служит в добровольной пожарной команде. Что, в общем, неудивительно: боевой парк профессионалов - федеральных и региональных пожарно-спасательных ведомств - обновляется куда интенсивнее, потому и автомобильных реликтов там практически не сыскать. К сожалению, чаще всего исчезают они не в музей.



А вот добровольцы, выполняющие свою работу за бутерброд и полумифические льготы, довольствуются тем транспортом, какой под руку попадется. Конкретно в 73-м регионе, как и во многих прочих субъектах РФ, две трети местных ДПК тушат пожар силами вот таких АРС-14 (131):



АРС - ни разу не новьё, а списанные из армии "консервы". Десятилетиями они стояли без движения на военных базах запаса, затем переданы в руки пожарных и посильно, кто во что горазд, доработаны под нужды огнеборцев. Третья же часть техники добровольцев - распространенные советские пожмодели, которые служили и продолжают служить в каждой дыре бывшего Союза. Оттого настолько неожиданно было обнаружить в провинциальных сельских полях аутентичную TLF-16, созданную известным и легендарным автомобильным концерном "Magirus-Deutz". И тогда, и сейчас Magirus - один из крупных и авторитетных мировых производителей пожарно-спасательной техники.



"Немец" охраняет от пожаров небольшой кусок Ульяновской области, известный своими источниками минеральных вод. Там всё это дело имеет официальный статус целого курорта, хотя лично у меня слово "курорт" ассоциируется с несколько иными широтами. Приписан к санаторию федерального уровня, хотя по воле расписания выездов мотается еще в пяток окрестных населенных пунктов, включая крупный рабочий поселок. Рядом с базой ДПК пролегает и оживленная трасса сообщением Ульяновская область - Татарстан, так что в довесок немецкая пожарка регулярно прибывает первой на помощь пострадавшим в автоавариях.



Совсем скоро раритету стукнет полтинник, с конвейера он сошел в 1967 году (шасси - 1966). Внутреннее убранство кабины боевого расчета соответствует историческому периоду:



Хром на торпеде и некоторых внешних деталях выдает классику эпохи с головой:





Меж передних кресел сохранилась родная радиостанция с исторической "телефонной" трубкой (Алло, прачечная?):



За спинами бойцов висит перечень некоторого оборудования (частично с характеристиками), которым напичкан Магирус:



Комфорт немецких пожарных 50-летней давности:



Европейская маркировка TLF плюс-минус соответствует нашей АЦ (автоцистерна). Однако для бойцов отечественной службы "01" здесь многое и выглядит сильно иначе, и расположено в непривычных местах.

В средний отсек по левому борту немцы воткнули небольшую (!) и удобную катушку для намотки рукавов:



В СССР/России нечто похожее по смыслу тоже использовалось. Это была огромная, неудобная и тяжеленная конструкция, подвешенная к заднему свесу АЦ. Та "бобина" изрядно добавляла габаритов и без того немаленькому грузовику, а при движении задним ходом с водительского кресла слышались негромкие, но крепкие и ёмкие комментарии. За пределами МКАД десятки пожарных гарнизонов страны отказались от катушки еще в советское время. Впрочем, такую штуковину и нынче продолжают юзать в отдельных городах, которые реально можно посчитать по пальцам рук. В их число, к слову, входит Москва и вообще не входят регионы Среднего Поволжья.

С правой стороны, в нижнем заднем отсеке, размещена вторая катушка - нормального (или высокого - хз) давления. Содержимое остальных отсеков вполне привычно любому отечественному пожарному.



К дверцам на языке Геббельса и Геринга Шиллера и Гёте прикручено описалово содержимого. По табличке на каждый борт пожарной надстройки:



В неожиданном месте уложены и напорно-всасывающие рукава - на ступеньке, под порогом кабины боевого расчета, с обеих сторон автомобиля. Удобнее некуда: нагнулся, взял и потащил. У нас же их традиционно запечатывают в металлические пеналы и крепят сверху надстройки. В зависимости от модели отечественной пожарной машины добраться до пеналов и спустить вниз напорно-всасывающие рукава бывает не так-то просто. И уж в любом случае - немецкий вариант укладки экономит во время пожара те самые "драгоценные секунды", о которых так любят писать в противопожарных листовках и памятках.



Много любопытного и на крыше. Центр занимает архаичная деревянная лестница-двухколенка - сегодня такие уже нигде не используются. Справа и слева деревянные настилы, чья функция очевидна: защитить крышу надстройки от вмятин и прочих повреждений. Элементарнейший способ поберечь технику и продлить ей срок службы. Надо ли описывать, как выглядят крыши наших пожарок после нескольких лет эксплуатации?



Ны крышу кабины (фото выше) нанесена крупная маркировка "ST 2143" - таковы в Германии требования к аварийно-спасательной технике. Принадлежность машины отлично просматривается как с верхних этажей здания, так и, например, из вертолета, кружащего над местом происшествия.

Другое обозначение из прошлой жизни "немца":



Еще полвека назад конструкторы Магируса предусмотрели в задней части надстройки, над насосным отсеком, специальную площадочку. Во-первых, очень удобно доставать с крышы часть пожарно-технического вооружения и заправлять пустую цистерну водой, не поднимаясь высоко. Во-вторых, минимален риск навернуться сверху вниз, споткнувшись или зацепившись обо что-нибудь штаниной. В-третьих, вновь экономится время боевого развертывания по прибитии на пожар. Где же доводилось видеть похожую инженерную мысль на родных пожарках? А, вспомнил - нигде. Короче, практичные и смекалистые немцы, больше и добавить нечего.



Выдвижная мачта освещения с огромным прожектором и типовые для Германии второй половины прошлого века проблесковые маячки:



Насос из 60-х. Конечно, по современным меркам его производительность небольшая - 1600 литров в минуту. В переводе на принятую у нас систему измерений - около 26 литров в секунду. Чтобы было понятнее: самый распространенный насос и советских, и современных российских пожмашин выдавал/выдает 40 л/с. А, например, нефтяники в последние годы комплектуют свои объектовые ПЧ техникой с насосами по 60 и 70 л/с.



И ценные указания к устройству:



В Ульяновскую область TLF-16 пригнали в 2000 году из Калининградской области (ожидаемо). Но там она не служила, а попала на местный рынок подержанных авто прямиком от немцев. Вместе с Магирусом санаторий приобрел до кучи и два грузовика MAN под хозяйсвенные нужды. С учетом солидного возраста состояние пожарки - почти отменное.

Самоклейка снаружи дверцы первого отсека черным по белому гласит: "Feuer-Unfall Noruf 112". В литературном переводе на русский соответствует заученному с детства "При пожаре звонить 01".



Положа руку на сердце, вот абсолютно невозможно представить себе изделие доморощенных производителей пожтехники, которое находилось бы в столь же бодром состоянии и без капитального ремонта даже не полтинник, а хотя бы лет 10-12.



Тем, кто в теме, могу добавить, что за полтора десятка лет службы в России бочка раритетного Магируса не дала ни одной течи, не срывалась с креплений, не просела и не завалилась на бок вместе с надстройкой. Чем готов ответить российский спецавтопром? Известно чем - ничем.



Вместе с музейным фактически экспонатом добровольным пожарным от германских коллег перепала и часть оригинального обмундирования - маленький бонус в виде немецких пожарных касок. И боевая экипировка, и своеобразный сувенир на память:



Такой "немец". Живой кусочек мировой автоистории.
Tags: magirus, пожарные автомобили, спецтехника, ульяновск
Subscribe

  • Американская "уличная охота" - грузовики

    С удивлением обнаружил что паралельно с aircraft- ship- и birds- spotting-ом в английском языку нашлось место и " Car spotting-у" даже…

  • Старые железяки

    Немножко американской автостарины. Снимал не я, но для меня где то на Среднем Западе Штатов летом этого года Обратите внимание, что это - магазин.…

  • Без названия

    Собрал результаты "уличной охоты" за прошедшие месяцы 20 года. Снималось хоть и не мной, но для меня, на юге и на среднем западе Штатов.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments

  • Американская "уличная охота" - грузовики

    С удивлением обнаружил что паралельно с aircraft- ship- и birds- spotting-ом в английском языку нашлось место и " Car spotting-у" даже…

  • Старые железяки

    Немножко американской автостарины. Снимал не я, но для меня где то на Среднем Западе Штатов летом этого года Обратите внимание, что это - магазин.…

  • Без названия

    Собрал результаты "уличной охоты" за прошедшие месяцы 20 года. Снималось хоть и не мной, но для меня, на юге и на среднем западе Штатов.…