Chaga (chaga) wrote in auto_daily,
Chaga
chaga
auto_daily

Categories:

Северный ветеран

В моей жизни существует очень много вещей, мимо которых я смог бы пройти равнодушно. Даже вдоль магазинной витрины с масштабными копиями автомобилей - легко и с холодной головой (собирателю полезно себя заставлять, ага). Но только не мимо большой красной машинки. Настоящей, а не в миниатюре. И неважно, случайно она попалась на пути, или к ней необходим марш-бросок на другой конец региона, в глухие сельские курмыши.



Вот обычная пожарная автоцистерна. Впрочем, обычной она была для поколения моего деда, а никак не в наши дни.



Этот конкретный экземпляр сошел с конвейера Варгашинского завода противопожарного оборудования (Курганская область) в 1953 году. Так утверждается. Есть мнение, что все-таки на несколько лет позже, но документы на машину за время ее нелегкого боевого пути переделывались многократно, а заводская табличка давно спилена с борта - еще тогда, когда грузовик сняли с учета и готовили к сдаче в утиль. Но в любом случае известно, что последние такие ПМГ-19 на шасси ГАЗ-63 умельцы из поселка Варгаши выпустили в 1964-65, то есть этому "газону" в лучшем случае стукнул полтинник, в худшем - пошел седьмой десяток. Столько, ежу понятно, боевая спецтехника не живет, за вот такими редкими исключениями и только благодаря энтузиазму неравнодушных людей.



По другому эта модель маркировалась еще и как АЦП-20 (63) мод. 19. Сказать, что для современной России это весь из себя редчайший мастодонт, сохранившийся чудом, значит соврать. По стране их еще немало, и даже не пять, но либо они отъегорены и мертвым грузом блестят в музейных экспозициях, либо догнивают под открытым небом в виде памятников самим себе - обычно на бетонном постаменте во вдоре какой-нибудь образцово-показательной пожарной части, куда водят окрестных школьников. В поездках я неотнократно натыкался на подобные автопамятники, но, чесгря, в большинстве своем они навевают безысходную тоску, и не вызывают гордость ни за отечественный автопром, ни за пожарную охрану.



Машина же, которая на фото, не повторила судьбу своих одногодок. Она не только ходовая, но и заводится с первого раза. Еще и служит в самой северной (до 2012 года) профессиональной пожарно-спасательной части Самарской области. Причем служит - в буквальном смысле. Хотя внутри надстройки давно уже нет насоса для подачи воды (как, вероятно, и самой ёмкости), во время памятных лесных пожаров 2010 года ветеранистый "газик" вполне успешно подвозил к очагам возгорания шанцевый инструмент, бензопилы, питьевую воду и обеды для бойцов. Там, где в условиях аномальной жары закипали современные пожарные ЗиЛы, эта ПМГ-19 не подвела ни разу.



Кроме того, на момент съемки машинка еще числилась, пусть и формально, в боевом резерве ПЧ: если проще, то в случае какого-то серьезного пожара ГАЗ-63 отправился бы "на адрес" в качестве дополнительных сил (в помощь основным цистернам). Работа пожарных - это же не только поливать водой, но в первую очередь - спасать людей, а автомобиль-ветеран легко может доставить к месту ЧП набор разнобойных спасательных штуковин + 5 человек личного состава. Иными словами, несмотря на ряд оговорок, 50/60-летний раритет очень живой, к тому же периодически воюет. Ну и да, в нашем регионе он такой единственный, чем тоже заслуживает место в списке любопытных и уникальных пожмашин.



В мирное время ПМГ-19 участвует во всяких парадах ретро-автомобилей и прочих патриотических движухах. Зная это, накануне визита в ПЧ слёзно просил его нынешних хозяев не обвешивать редкий экземпляр всякой праздничной бутафорией. Но, блин, не судьба. А с другой стороны - да и пускай, людей можно понять. То, что в глазах горожанина выглядит цирком, для обитателей тех окраинных деревень, где живет реликт, это повод с гордостью и при параде показать гостям заслуженного старичка, которого они подняли из ржавья собственными руками.



Поднимать было непросто. Пожарные возились с ним не один месяц, в свое личное время, и довели до ума в 2005 году. Вот в таком виде он умирал на сельских задворках:



Те, кто интересуется пожарной техникой, видят, что конструкция ПМГ-19 уже не оригинальная, а существенно околхоженная. Но, судя по архивному снимку выше, околхозили его задолго до реставрации. Да и изготовить в условиях удаленной деревни аутенчиные заводские выштамповки кузова взамен сгнивших - работа для Супермена, которого, к сожалению, в Самарской области так и не нашлось.



А вот кабина боевого расчета - фактически оригинальная. Комфорт 60-летней давности:





Забыл уточнить у пожарных, но местный историко-краеведческий музей подсказал, что это самый первый пожарный автомобиль, заступивший на службу в Челно-Вершинском районе Самарской области.



Вообще же не могу сказать, что в нашем регионе сильно трепетно относятся к уникальной и исторической пожарной технике. Кроме вот этой ПСЧ, где поставили на колеса ПМГ-19, есть еще одна ведомственная ПЧ, передавшая редчайшую, но отслужившую своё пожмашину, в музей на хранение. Помню эти примеры, и при случае привожу их. Но больше, ясен красный, запоминаются обратные: несколько лет назад в Тольятти списали диковинный и единственный в России пожарный автоподъемник на шасси Fiat. Машина, и никто с этим не спорит, была уже почтенного возраста, но счастливый билет на реставрацию или достойное место в музее она так и не вытащила. Сгинула, не оставив после себя даже сколько-нибудь толковых фотографий.



Такой ветаран. Фото, само собой, наших дней.
Tags: газ, олдтаймер, пожарные автомобили, спецтехника
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments