Chaga (chaga) wrote in auto_daily,
Chaga
chaga
auto_daily

Categories:

Пощупал руками легенду советского телевидения

Вот и мне, вслед за немногими сопесочниками, довелось потрогать уходящую (да чего там - фактически уже ушедшую) автолегенду советского телевидения. Аж сигарета из губ выпала, настолько внезапно наткнулся на этот нежданчик. Старая советская передвижная телевизионная станция Магнолия-83 на шасси КамАЗ-53213. О существовании на балансе нашей сельской телекомпании двух таких ПТС (разного назначения) я знал, хотя живьем никогда не видел. Поэтому охренел не от самой машинки, а от встречи с ней: совсем не без оснований в 2013 году мысленно похоронил оба раритета.


Когда-то давно, на излете эпохи, в комплект к двум КамАЗам с кузовом давно сдохшего финского завода "Ajokki" областная ГТРК получила и вспомогательную машину, оборудованную в заводских условиях из обычного автобуса ЛиАЗ-677М. Тот луноход телевизионщики похерили довольно быстро, он был отставлен под забор сильно раньше нормативного срока эксплуатации и, по слухам, достался пассажирскому АТП в Безенчуке (местный райцентр), где до 2009-2010 благополучно трудился на поселковых маршрутах. Мол, неудобен был для телетрансляций "из поля", а расход топлива - 70 литров бензина (не солярки) на 100 километров пробега.

Плюс к этому в последние 5-7 лет специализированный автопарк ГТРК равномерно пополнялся новой техникой, а гвоздем всех обновок стал вот этот цифровой нано-сарай, купленный как раз в прошлом году. Жизнь подсказывала, что под боком такой фуры у старых аналоговых "Магнолий", которым на тот момент стукнуло 24 года, шансов нет никаких. Потому я с ними заочно и попрощался.

В довесок к нано-сараю телекомпания эксплуатировала и еще один полуприцеп - постарше и попроще. Вот он:


Но не-а, обе советские "Магнолии" выжили, и больше того - продолжают эксплуатироваться по своему прямому назначению, хотя понятно, что внутренности там уже явно не каунасского и шауляйского телевизионных заводов. Выходит, что в текущем году машинки разменяли юбилейный четвертак и чувствуют себя вполне бодро.

Начинки каждой из наших серебристых ПТС изначально отличались весьма существенно (как сейчас - хз), а их главное внешнее различие - длина. На фотографии выше, где стоят два человека и сильно любят местное телевидение, в левом углу видна задняя часть второй "Магнолии", на короткой камазовской базе. На заглавном же снимке - длинная версия телестанции, которую я внезапно и встретил.


Камрады и без меня знают, что передвижная телестанция КамАЗ-Ajokki - это не "Жигули". Да, выпустили их конечно не десять штук на весь СССР, но и не тысячи. Относительно крупные областные центры Советского Союза получали по две "Магнолии", а небольшие - по одной. До наших дней дожило настолько мало экземпляров, что на учете автоисториков буквально каждый их них, а половина от доживших давно никак не связаны с телевидением. Выбыв с баланса региональных телекомпаний, те КамАЗы, которые не пошли на утюги, превратились в сараи на чьей-то даче, склады на вещевых рынках, транспортеры раллийных автомобилей, сеновозы и даже фургоны для перевозки лошадей. На счастье любителей редкой советской техники Самара - считанный город на просторах постСССР, где КамАЗы-Ajokki до сих пор не сгнили под забором и не поменяли своего исторического профиля.


Не так много в России здравых автоисториков, которые пишут адекватные тексты по теме, а не всякую пургу для прокачки ЧСВ до 80-го уровня. Поэтому вдвойне досадно, что даже у них, этих немногих, матчасть по "Магнолии-83" заметно не совпадает с реальностью. Пейсатель из "Авторевю" утверждает, что после того, как завод телевизионного оборудования в Шауляе приказал долго жить, другой телезавод - "Banga" (Каунас) - начинял эти татаро-финские фургоны уже после кончины Союза, до 1993 года. Он же пишет, что в этот период эмблемы "КамАЗ-Ajokki" на мордах машин быть не могло, так как финское производство поглотил более крупный автоконцерн "Carrus". То есть на кузове либо "Banga", либо "Ajokki". Наша длинная "Магнолия" из областной ГТРК выпущена в 1989 году (то есть еще даже не на пике производства), но шильдик "Banga" - как видно - прекрасно соседствует с маркой "КамАЗ-Ajokki".


На тему телевидения моя модельная полка может предложить разве что передвижную репортажную телевизионную станцию (ПРТС) "Гранат-2" на шасси УАЗ-3303. Сильно боянная масштабная копия, вышедшая полтора года назад большим тиражом в партворке "Автомобиль на службе". Но уж что есть.


Все та же характерная сине-голубая ливрея.


Ну и вместе с "Магнолией" в кадр попала еще одна обнова областной ГТРК - передвижная станция спутниковой связи (ПССС) в кузове "Форд Транзит". На заднем плане - тот самый нано-сарай, купленный телевизионщиками в прошлом году, но уже обклеенный корпоративной символикой.


Такие сараи.
Tags: ford, man, камаз, латвия, спецтехника, ссср, финляндия
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

Recent Posts from This Community