mib55 (mib55) wrote in auto_daily,
mib55
mib55
auto_daily

Category:

Псковские служебные автобусы

В советское время одним из дефицитных товаров были... автобусы. Несмотря на то, что автобусные заводы-гиганты работали на полную мощность, объёмы производства были всё же недостаточны для удовлетворения потребностей народного хозяйства. В основном это касалось служебных автобусов, которые требовались многим предприятиям и организациям. Чтобы решить эту проблему, поступали просто: различные министерства и ведомства СССР организовывали выпуск автобусов на одном из своих профильных заводов. Я уже писал про автобусы "Кубань", выпускавшиеся в Краснодаре для нужд Министерства культуры РСФСР, а вообще аналогичных заводов по всему СССР были десятки. Одним из крупнейших ведомственных автобусных заводов был Псковский механический завод Министерства водного хозяйства РСФСР (позже - НПО "Гидроимпульс"), начавший выпускать оригинальные автобусы вагонной компоновки с 1968 года. Думаю, многие из родившихся в СССР помнят небольшие синие "носатые" автобусы, достаточно часто встречавшиеся на улицах. Это и была основная продукция ПМЗ - 26-местный автобус ПАГ-2М на шасси ГАЗ-53А, выпускавшийся с 1972 по 1989 год. За эти годы было выпущено несколько десятков тысяч таких автобусов, некоторые из них дожили до нашего времени. К примеру, этот потрёпанный временем ПАГ-2М встречался в Омске и области до конца 2000-х.

ПАГ-2М Н1

Первый раз я встретил этот аппарат в Нововаршавке, скорее всего, там он и был прописан.

ПАГ-2М Н2

По состоянию на середину 2000-х это был единственный мне известный ходовой экземпляр ПАГ-2М. Но встречались и комплектные автобусы, стоящие на приколе, как этот экземпляр, обнаруженный в одном из омских дворов. Для повышения эффективности охлаждения двигателя в капоте машины когда-то было сделано дополнительное вентиляционное отверстие, с решёткой от ПАЗ-672.

ПАГ-2М КП

А чаще всего такие автобусы, как и старые автобусы вообще, встречаются в виде бытовок, сараек и пр. Вот этот сарайчик из ПАГ-2М был обнаружен на территории конторы "Омскводопровод", в которой он раньше и работал. На той же территории было замечено ещё два подобных сарайчика, а всего в "Омскводопроводе", относившемся раньше к Минводхозу РСФСР и имевшем филиалы по всей области, наверняка трудился не один десяток ПАГов.

ПАГ-2М Тр

Ещё один списанный ПАГ-2М был обнаружен на днях в одном из райцентров. Машина работала до 2000 года, после чего была превращена в бытовку.

ПАГ-2М 1s

Вот что осталось от места водителя. Справа - кожух двигателя, располагавшегося по центру машины.

ПАГ-2М 4s

Во второй половине 1980-х на заводе пытались создать замену устаревшему ПАГ-2М, но дальше нескольких опытных образцов дело не пошло и больше серийных автобусов вагонной компоновки завод не выпускал, а основной его продукцией стали вахтовки и микроавтобусы на шасси ГАЗ и УАЗ.
Tags: автобусы, омск
Subscribe

  • КАЗ 4540 рожденный в СССР

    Как увидел эту машину сразу как-то показалось, что машина отечественная, но то, что она советская выяснилось при "разборе полетов". Это КАЗ 4540,…

  • Транспорт Приморья - Февраль 2021

    С окончанием зимы, товарищи! Сегодня у нас в Спасске-Дальнем Приморского края и вправду плюсовая температура - впрочем, это ненадолго, холода ещё не…

  • Фото из семейного альбома.

    Первомайская демонстрация, г. Челябинск, 1981 г. Я даже и не знаю, как такое по-русски называется, "Карнавальный автомобиль", что-ли, родительского…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments