kaschey_lp (kaschey_lp) wrote in auto_daily,
kaschey_lp
kaschey_lp
auto_daily

Categories:

Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей

Шкерясь по просторам сети - увидел очень симпатичный пикапчик из ГАЗ-69. Полез копать - и наткнулся на интересную и практически неизвестную страничку советского автопрома, где вообще масса "белых пятен".

1.
pilt-2.jpg
Но сперва небольшой пролог, краткое историческое обзирание, а там и к главной теме поста.

Во времена далёкие, теперь почти былинные, в Прибалтике существовали автопром и мотопром. Причём весьма самобытные и интересные.

Более всего отметилась Латвия. Сперва рижская фабрика Александра Лейтнера в восьмидесятых годах позапрошлого века начала производство велосипедов под маркой "Россия", а в самом конце века - и автомобилей, а затем и мотоциклов. Чуть позже, в 1907-м, подтянулся промышленный гигант - рижский Русско-Балтийский вагонный завод, к 1909 году наладивший серийный выпуск автомобилей под маркой "Руссо-Балт".
После революции в метрополии её западные провинции на два десятилетия оказались предоставлены сами себе. В 1936 году было образовано акционерное общество "Vairogs", которое на базе вагоностроительного завода "Феникс", договорившись с Ford, в 1937 году наладило отвёрточную сборку легковых и грузовых моделей Ford.
После войны в 1949-м на базе Рижского авторемонтного завода создали Рижский завод автобусных кузовов, ставший в 1954-м Рижской Автобусной Фабрикой (RAF).

Во времена "первой независимости" в Латвии было весьма развито и велопроизводство. В июне 1940 года крупнейшее предприятие было экспроприировано советской властью и получило новое название — Рижский велосипедный завод "Красная звезда" (латыш. Sarkanā zvaigzne), на котором в конце пятидесятых в придачу к велосипедам был налажен выпуск мопедов, ставших очень популярными.

В советской Литве на Каунасском авторемонтном заводе KAG с 1956 по 1979 годы было выпущено около 12 000 автобусов на шасси ГАЗ-51.
В конце семидесятых на базе Вильнюсского авторемонтного завода талантливый советский раллист Стасис Брундза начал заниматься подготовкой ВАЗовских "Жигулей" для соревнований. Позже предприятие получило название "Вильнюсская Фабрика Транспортных Средств", широко известное в мире социалистического автоспорта под аббревиатурой VFTS.

На Экспериментальном заводе спортивной техники "Вихур" ЦК ДОСААФ Эстонской ССР изготавливали гоночные автомобили и мотоциклы - раллийные "Лада-Вихур" и мотоциклы Vihur, а Таллиннский опытный авторемонтный завод Госкомитета Эстонской ССР по транспорту строил гоночные автомобили "Эстония".

Однако было в советской Эстонии ещё одно предприятие, практически неизвестное за пределами республики, строившее мелкой серией очень интересные автомобили - предприятие "Сельхозтехника" в посёлке Нуйа (ныне город Каркси-Нуйа (Karksi-Nuia)) Эстонской ССР с использованием деталей от грузовиков ГАЗ и собственных.
Основную продукцию его составляли специализированные фургоны на базе УАЗ-452, но куда интереснее цельнометаллические закрытые джипы на базе ГАЗ-69 и УАЗ-469, строившиеся для государственных охотхозяйств, если я правильно сумел понять кривость гуглоперевода с ээээссстооонскккого. Хотя советская Прибалтика всегда была "почти заграницей" - потому могли и в частные руки продавать, но это лишь мои домыслы.

2.
'Нуйа-69' (EST).jpg
На шасси ГАЗ-69, а после появления УАЗ-469 и на его шасси, устанавливались полностью закрытые кузова, имевшие в основе кабину от ГАЗ-52, у которой отрезалась задняя стенка и пристраивался собственный кузов, куда более просторный и комфортабельный, чем спартанские "исходники", имевший нормальные полноценные двери с опускными стёклами.

3.
uazik2.jpg
При всём автомобиль получился ещё и весьма симпатичным и гармоничным внешне, выглядевший не кустарщиной, а как промышленный образец. Машины строились "под конкретного клиента", а потому двух одинаковых практически не сыскать.

4.
604_IMG_2357_resize.JPG
С приходом на конвейер в Ульяновске УАЗ-469, по части "комфортабельности" оказавшийся достойным преемником ГАЗ-69, в Нуйа начали "окультуривать" и их.

4.
47013867.jpg
Правда, выпендриваться с "утрясением внешности" не стали, пойдя по пути наименьшего сопротивления: повторять боковину сложной формы не стали, аккуратненько законцевав переднее крыло по кромке двери.
5.
47013871.jpg

6.
47013875.jpg

7.
47013879.jpg

8.
undefined-1455286699-557-e.jpg

9.
undefined-1455286685-934-e.jpg

10.
Nuia UAZ-469B 1.JPG

11.
'Нуйа-469' (EST) 5.jpg

12.
'Нуйа-469' (EST) 4.jpg

13.
Nuia UAZ-469B 16.jpg

14.
Nuia UAZ-469B 15.jpg

15.
13932983_2.jpg

16.
13932984_2.jpg

17.
13932986_2.jpg

18.
13932987_2.jpg

19.
9278457_2.jpg

20.
9278490_2.jpg
Такой машины - простой конструктивно и в освоении серийным производством, проходимой и комфортабельной, остро не хватало народному хозяйству, но все попытки запустить подобное закончились ничем. Проекты завода "Москвич" за много лет так и не вышли дальше нескольких опытных образцов, газовский посчитали слишком сложным и дорогим в освоении, да и там планировался пикап. Более поздняя "Нива" с несущим кузовом, несмотря на отличную проходимость, всё-таки была больше "кроссовером", чем "честным" и простым джипом.

21.
_DSC5293_-_Copy.jpg

22.
_DSC5295.jpg

23.
picture-89.jpg

24.
13930_714995721888115_6518243202383016006_n.jpg
[Пруфы]
http://forum.automoto.ee/showthread.php?tid=38936
http://www.kolesa.ru/article/ot-marshrutki-do-formuly-socialisticheskij-avtoprom-stran-pribaltiki-2016-04-15


Tags: 1960s, 1970s, уаз, эстония
Subscribe

  • Устал как Москвич!

    Единственное что меня радует на дорогах, это Москвичи-живунчики)))

  • Украинские автомобили

    Ещё с детства интересовался автомобилями. Разбирался в марках и моделях. Зачитывал до дыр отцовские журналы "За рулём!", которые на…

  • Автомобили с фестиваля

    Ежегодный военно-историческо-музыкальный фестиваль "Под Покровом Тризуба" порадовал не только выступлениями популярных музыкальных рок…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

  • Устал как Москвич!

    Единственное что меня радует на дорогах, это Москвичи-живунчики)))

  • Украинские автомобили

    Ещё с детства интересовался автомобилями. Разбирался в марках и моделях. Зачитывал до дыр отцовские журналы "За рулём!", которые на…

  • Автомобили с фестиваля

    Ежегодный военно-историческо-музыкальный фестиваль "Под Покровом Тризуба" порадовал не только выступлениями популярных музыкальных рок…