Безбашенный кран (nobrakes) wrote in auto_daily,
Безбашенный кран
nobrakes
auto_daily

Categories:

Военнопленный


Любителям автомобильной архаики на недавно прошедшей Олдтаймер-Галерее было раздолье. Никогда ещё в России под одной крышей не собиралось вместе столько транспортных средств, выпущенных – страшно представить – более 100 лет назад!
Немецкий Stoewer 1899 года на фоне других экспонатов смотрелся довольно скромно. Не шибко сведущая в теме публика вообще поначалу принимала его за карету, и лишь прочитав аннотацию на табличке, начинала многозначительно цокать языком: "Позапрошлый век!"
К сожалению, самый старый автомобиль, сохранившийся на постсоветском пространстве, на выставке отсутствовал. Между тем, увидеть его может любой желающий. Для этого достаточно приехать в Петропавловскую крепость и отыскать Комендантский дом, в котором разместилась экспозиция "История Санкт-Петербурга – Петрограда 1703-1918". Знакомьтесь – Benz Velo 1896 года.
А знаете, почему я начал разговор со Stoewer? Обе машины имеют схожую судьбу: они попали в нашу страну в 1945 году в качестве трофеев.



Кому и зачем понадобилось вывозить из разрушенной Германии образцы техники, созданной ещё до исторического материализма, история умалчивает. Использовать их по прямому назначению было бы смешно. Распознали в самоходных повозках культурную ценность? Вряд ли. В Союзе и к собственному-то прошлому относились с пренебрежением, что уж говорить о том, что касалось поверженного противника. Словом, загадка. Единственная версия, которая мне видится правдоподобной – "хватаем всё подряд, а там разберёмся".
Про Stoewer утверждают, что его забрали из заводского музея в Штеттине (ныне это польский город Щецин). Откуда взялся Benz – тайна. В принципе, если узнать номер шасси, можно написать запрос в архив Daimler, наверняка это пролило бы свет на его раннюю биографию. Но, говорят, сотрудники питерского музея не слишком расположены к контактам...



А вот кое-что из произошедшего потом известно. Stoewer и некоторые другие трофеи передали в основанный в 1946 году автомобильный отдел Политехнического музея.
Benz же оказался в Ленинградском автомеханическом техникуме, где его использовали в качестве наглядного пособия. Недолго – что там можно было по нему изучать? Вроде как хотели списать в утиль, но машину спас хозяйственный дворник.
В октябре 1966 года чудом избежавший гибели ветеран принял участие в параде старинных автомобилей в Москве, организованном по инициативе газеты "Неделя". Это было первое в СССР мероприятие такого рода, и именно после него стало набирать силу движение энтузиастов ретро-техники, к 1975 году оформившееся в клуб САМС – "Следопыты автомотостарины". Сам парад, прошедший в рамках "Московского праздника автомобилистов", наблюдали сотни тысяч зрителей, а репортаж об этом событии дважды показали по центральному телевидению.
По Садовому кольцу Benz дефилировал во главе колонны. Как вспоминал потом Лев Шугуров: "Он шёл своим ходом, правда, очень медленно. Чтоб не задерживал, через некоторое время взяли на буксир". Вот на этом любительском фото как раз видно верёвку, на которой его тащат, а тягачом был отечественный ГАЗ-А.



Через несколько лет у трофейного раритета случилась короткая, но яркая карьера в кино. В картине "Тень" (1971), снятой на "Ленфильме", он засветился в небольшом эпизоде, где им лихо правил герой в исполнении Олега Даля. При просмотре отчётливо видно, что автомобиль передвигается сам, без посторонней помощи.









Позже он появился в фильме "Сломанная подкова" (1974) той же киностудии, где на нём ездил эстонский артист Яан Тооминг. Причём там есть кадры тарахтящего двигателя с вращающимся маховиком.
Стоит отметить, что в обоих фильмах актёры весьма ловко справляются с древним аппаратом – видимо, управлять им было не слишком сложно. Я также не исключаю, что у него были и другие роли, но мне о них неизвестно.







Как следует из таблички, которую музейные работники ничтоже сумняшеся водрузили прямо на автомобиль, в 1999 году Benz прошёл капитальный ремонт и реставрацию. По современным меркам, довольно посредственную – при ближайшем рассмотрении хорошо заметно, что качество покраски, отделки и подгонки деталей оставляет желать лучшего.
"Для пущей сохранности" экспонат обнесли по периметру ленточным ограждением, которое ничуть не останавливает желающих облапать реликвию, зато нормальным людям мешает сделать сколь-нибудь приличные фото.
Ну, а если вы, по моему примеру, выказываете пристальный интерес к "ед. хранения инв. №38841" – бегаете вокруг с камерой, тщась запечатлеть детали в полутёмном помещении, ползаете на коленках, дабы разглядеть исподнее (т.е. мотор) – то рискуете навлечь на себя испепеляющий взгляд бабульки-смотрительницы: "Ишь, ходють тут всякие!" Вон, её совиный профиль торчит в витрине – умаялась следить за не в меру любопытным посетителем )))



Что собой представляет Benz Velo, в подробностях описано в литературе по истории марки, да и в сети информации хватает. Посему буду краток.
Впервые эта модель была продемонстрирована публике на Всемирной выставке в Чикаго в 1893 году. Название Velociped, которое в обиходе быстро трансформировалось в Velo, олицетворяло сравнительно доступную цену и простоту управления. На образ работали и велосипедные колёса с проволочными спицами.
Автомобиль ожидал невиданный для того времени коммерческий успех: к 1902 году его растиражировали в количестве более 1200 штук.


Benz Velo 1898 года в Немецком музее (Мюнхен).

Секрет крылся в разветвлённой сбытовой сети (торговые агенты Бенца присутствовали на всех континентах, в том числе и в России) и, конечно же, удачной конструкции.
Velo был компактным (длина 2,25 метра) и лёгким (всего 280 кг), но при этом его деревянная рама, усиленная металлическими вставками, хорошо переносила невзгоды тогдашних разбитых дорог.
Одноцилиндровый моторчик объёмом 1045 куб. см был расположен в задней части, за сиденьем. Его мощности в 1,5 л.с. хватало, чтобы разогнаться до 20 км/ч.
Изначально автомобиль оснащался двухскоростной ременной коробкой передач без заднего хода, позже за доплату стало возможным поставить планетарную трёхступенчатую трансмиссию с функцией реверса.


Фото: Daimler AG.

Передняя поворотная ось. Хорошо видны сплошные резиновые шины и рулевая трапеция, принцип которой Карл Бенц запатентовал в 1893 году.



Вертикальная рулевая колонка расположена по центру, для облегчения поворота на ней предусмотрена специальная ручка (спустя сто лет такой же аксессуар будет распространён на "Газелях" ;).
Рычажки управления газом и переключением передач также находятся под рукой у шофёра, единственная напольная педаль задействует ленточный тормоз.



В корпусе фонаря сохранился огарок свечи. Разумеется, осветить что-либо таким фонарём было нереально, он служил скорее в качестве габаритного.



В базе Benz стоил 2000 марок, но, как и сейчас в автосалонах, покупателям активно втюхивали всевозможные опции: чуть более мощный двигатель обходился в 200 марок, пневматические шины – аж в 350, складной тент – ещё в 200, зонтик от солнца – 100, и т.д.
На переломе веков технический прогресс двигался вперёд семимильными шагами, так что к концу своего жизненного цикла Velo выглядел совсем архаично. Поэтому старичку сделали "рестайлинг", приладив спереди небольшой фальш-капот. Мотора под ним, естественно, не было, только бак с водой для радиатора, расположенного под днищем. В таком виде и с громким именем Ideal он и ушел на покой.


Benz Ideal 1901 года в Немецком музее (Мюнхен).

Подводя итог, хочется сказать следующее. Пускай ранний период жизни этого "Бенца" не связан с Россией, и у маститых знатоков дореволюционного автомобилизма он едва ли вызывает жгучий интерес. Тем не менее, этот неказистый экипаж, справивший в прошлом году 120-летний юбилей, всё же успел стать частью истории нашей страны. И он однозначно заслуживает большего – я имею ввиду качественную реставрацию и почётное место в профильном музее, где о нём смогут позаботиться должным образом.
Tags: mercedes-benz, кино, музей, олдтаймер, питер
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments