maxiwell83 (maxiwell83) wrote in auto_daily,
maxiwell83
maxiwell83
auto_daily

Categories:

Неизвестный эпизод из истории «Стартов»

Казалось бы, про советский автопром уже известно практически всё. Благо, газет, журналов и исторических книг предостаточно. Однако, время от времени всплывают новые подробности про отечественные автомобили. Так, на днях в френд-ленте повстречался пост от Коростенского блогера  drevlian про неизвестный ранее эпизод из истории микроавтобусов «Старт». Считалось, что эти необычные микроавтобусы на агрегатах ГАЗ-21 собирали в Украинской СССР на Севередонецкой авторемонтной базе (САРБ), Луганском автосборочном заводе (ЛАСЗ) и Донецкой автобазе треста «Главдонбасстрой». Но выяснилось, что к выпуску этих микроавтобусов оказался причастен ещё один завод.

   Уже было написано о том, что в Коростене выпускался микроавтобус "Старт", запечатлённый в кинофильме Леонида Гайдая "Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика". К сожалению, экземпляр снятый на киноплёнку не создан руками коростенцев. В Коростене микроавтобус начали выпускать спустя год после съёмки фильма.
   Установить сам факт выпуска "Стартов" на Коростенском машиностроительном заводе оказалось не так просто. Интернет во главе с википедией об этом умалчивает. Сотрудники завода знают об этом факте, но информация есть только на словах. Фотографии с производства, которые раньше украшали коридоры завода, где-то есть... Время шло, тема оставалась открытой.
  Неожиданно информация пришла с проверенного источника - местной прессы, которая хранится в центральной библиотеке им. Островского.



   История коростенских "Стартов" начинается в 1967 году на Коростенском авторемонтном заводе, который специализировался на ремонте автомобилей ГАЗ. Директор ремонтного завода Константин Ефимович Гапончук так рассказывает о начале производства:

   "Мы получили задание: в четвёртом квартале этого года (1967 г. - прим. авт.) изготовить 20 десятиместных микроавтобусов "Старт", а в следующем - 100 таких автомобилей. Отличительная черта "малыша" - кузов его не металлический, а из стеклопластика. Основные узлы, двигатели будет поставлять Горьковский автозавод, стеклопластик - из Северодонецка. Рама, шасси и другие детали будут изготавливаться на месте. Коллектив готовится к освоению нового вида продукции. Специалисты побывали на Ульяновском автозаводе и в Северодонецке, где познакомились с технологическими процессами производства. Киевское ремонтно-строительное управление №1 уже сооружает помещение сборочного цеха. В 1968 году будет начато строительство экспериментального автозавода".


Мастера сборочного цеха осматривают кузов "Старта". Фото В. Ярошенко.

   Первый микроавтобус с маркой коростенского завода был выпущен уже в январе 1968 года. В феврале - второй. Велись испытания. В марте сборочный цех покинул третий, четвёртый и пятый экземпляр.
   "Старт" предназначался для перевозки пассажиров на трассах со слабым движением, туристических семейных поездок, экскурсий. Технические характеристики схожи с автомобилем "Волга". Максимальная скорость - 120 км/ч. "Старт" имел хорошее управление и обзор для водителя. Четыре фары давали отличный дальний свет, что позволяло автомобилю двигаться в ночное время с высокой скоростью. Кузов из стеклопластика противопоставлялся металлическому, так как не поддавался коррозии. В салоне находилось 10 посадочных мест. Сидения были поролоновыми и обшиты искусственной кожей. Во времена всесоюзного развития химии это был шик! В салоне предусматривался радиоприёмник и "печка". Капот двигателя во время остановок с лёгкостью превращался в столик для игры в шахматы. Для хранения вещей пассажиров имелся багажник. Отдельный багажник был и у водителя.


Первый коростенский "Старт". Фото Г. Муравлёва.

   Всего в Коростене было произведено 70 микроавтобусов "Старт". Они выпускались белого, голубого, жёлтого и розового цветов. Продукция отправлялась в разные уголки СССР, в частности в Москву, Киев, Самару, Одессу, Львов, Тамбов и Крым.


Объявление в газете "Радянське Полісся".

   История коростенских "Стартов" закончилась в 1968 году. Подвести итог можно словами директора завода К. Е. Гапончука: "Наше предприятие, наверное, останется экспериментальным. Здесь будут изготавливаться опытные образцы машин, проводиться их испытания. Потом эти машины для серийного производства будут передаваться на другие предприятия. На развитие завода государство выделяет 2 миллиона рублей. (1968 г. - прим. авт.) Сейчас уже утверждён проект развития завода, разрабатываются рабочие чертежи. Строительство новых корпусов предусмотрено начать в течении двух лет".
   В том же 1968 году Коростенский авторемонтный завод становится Коростенским опытным заводом и осваивает выпуск новой продукции.

По материалам газеты "Радянське Полісся" от 23.09.1967, 08.03.1968, 12.03.1968 и 28.09.1968
Tags: старое фото, старт, украина
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments