Chaga (chaga) wrote in auto_daily,
Chaga
chaga
auto_daily

Categories:

Пожарные ветераны Тольятти. Последние остатки

"...и в 1962 году на свет появляется автомобиль, определивший лицо пожарной техники минимум на три десятилетия.
Это лицо лицо стало родным нескольким поколениям пожарных, от светлого времени середины 60-х до сложного времени мрачных 90-х.
Лично мое знакомство с будущей профессией, с пожарными автомобилями, началось именно с них.
К ним у меня особое отношение. Это больше, чем просто страничка в каталоге или экспонат музея.
Это - наше время, это - наша молодость, это - наши пожарные машины..."

А. В. Карпов, книга "Пожарный типаж. Том 1. Краеугольный камень" из цикла "Пожарный автомобиль в СССР". Москва, 2012.



Столько тёплых слов уважаемый мной историк советской пожарной техники посвятил автоцистернам и автонасосам на базе автомобилей ЗИЛ-130. Пожалуй, они действительно стали самыми массовыми моделями на службе огнеборцев. Настоящими легендами, которые наверняка знакомы абсолютно всем, независимо от того, причастен человек к пожарной охране, либо нет. Как известно, выпускались эти пожарки на Украине и по понятным причинам в 1990-х поставки их в Россию постепенно остановились.

В отдельно взятом Тольятти советская инерция дотянула до 1993. Решил посчитать, сколько же 130-х в красно-белом служебном костюме здесь осталось на конец 2015 года.

Получилось 10 машин. Из которых две - подзаборные призраки, а судьба еще одной подвешена в режиме "списать нельзя оставить". Таким образом, 7 экземпляров продолжают стоять в боевом или резервном расчете, до сих пор регулярно тушат огонь и занимаются спасательным делом.



Много это или мало? Как по мне - мало. Но каждый может оценить самостоятельно при следующих исходных данных. Население Тольятти - 720 тысяч человек (15-е место в стране). И по числу жителей, и по занимаемой площади наша деревня город больше, например, Ульяновска, который является столицей целого региона. Всю городскую территорию сейчас прикрывают 23 боевые пожчасти, а когда-то, во эпоху "более лучшей" зеленой травы и больших деревьев, пожарных подразделений было 29. Каждое из действующих имеет в распоряжении минимум два спецавтомобиля, а обычно по три-четыре и больше.



Как-то так сложилось, что половина из живых пожарных ЗИЛ-130 охраняет удалённые поселки городского типа, входящие в состав Тольятти. Вот эта АЦ-40 (431412) 63Б - самая, наверное, боевая из семёрки ветеранов:



Она 1993 года выпуска. Защищает полностью окруженный вековым лесом пгт Портовый. В принципе Портпосёлок весьма редко дает здешним бойцам повод для серьезной работы. А вот огромный лесопарк, полыхающий ежегодно в теплый сезон, сильно мотает нервы посонам из ПЧ-70. К слову, в этой же пожчасти обитает и редкий на пожарной службе гусеничный тягач, заполученный не так давно специально "под лес".



Очень боевая эта автоцистерна еще и потому, что Портовый расположен в почти географическом центре сильно разбросанного по площади Тольятти. Из-за чего старенький ЗИЛ постоянно дёргают в качестве дополнительных сил на крупные пожары во все административные районы города - и в жилмассивы, и в промзоны, и на пригородные дачные участки. Совсем мало в тольяттинском гарнизоне ПО машин, работающих по всему городу, а не только в закрепленных границах выезда.



Следующую пару 130-х рядовыми, конечно, назвать можно, но нельзя. Они служат в ПЧ, где на вооружении состоит всего две единицы техники. То есть по нынешним временам это большая редкость, когда отдельная пожчасть (да еще и в крупном городе, а не селе), взятая в вакууме, укомплектована только автомобилями ЗИЛ-130. Подразделение охраняет от огня объекты бывшего завода ртутных выпрямителей.

Из обоих в расчете лишь один, второй числится резервным - на тот случай, если первый выйдет из строя. Ничем, кроме места службы, непримечательная АЦ-40 (130) 63Б, выпущенная в 1987 году:



С тыла:



А вторая машина из этой ПЧ любопытнее будет. Несмотря на большую схожесть с цистернами на фото выше, это другая модель, их предшественница - АЦ-30 (130) 63А 1980 (!) года:



Данная конкретная "бочка" с литерой "А" - уже поздних выпусков, переходный вариант к модификации с литерой "Б", оттого и имеет не особо много визуальных отличий:



Очередная 63Б, стерегущая спокойствие жителей другого дальнего поселка городского типа, включенного однажды в черту Тольятти. Год производства - 1993. Интересна прежде всего ревуном на крыше, мало их осталось:



Еще один пожарный ЗИЛ, АЦ-40 (130) 63Б 1989 г. в. Тоже с ревуном:



И тоже прикрывает крупный многоэтажный поселок.



Снова 63Б, которая на фоне своих тольяттинских сестёр выделяется тем, что охраняет не отдельный объект или удаленный пгт, а непосредственно городской жилой массив целого административного района. Служит в третьей по статусу ПЧ Тольятти.



В этом смысле он один такой из живых "стотридцатых". Выпущен в 1991.



Ну и финальный из действующих образцов. АЦ-40 (130) 63Б 1985 года выпуска, несущая службу в ПЧ при немаленькой промзоне. Исключительная для Тольятти прелесть сего ветерана - в наличии на крыше классики советских спецсигналов, большого и раритетного ныне синего маяка-"таблетки" марки "Tesla" (по центру):



Недавно автоцистерна прошла капитально-восстановительный ремонт и сегодня ее пожнадстройка существенно отличается от той, что на снимке.



Поскольку этим "ацэшкам" уже по 22 и сильно больше лет, то несмотря на известную надежность и ремонтопригодность грузовиков ЗИЛ-130, хлопот они доставляют с избытком:



Еще каких-то пять лет назад на службе в тольяттинском гарнизоне таких машин было под два десятка. К 2016 году, повторюсь, осталось семь. Разумеется, на место ветеранов массово пришли современные образцы пожтехники.

Один из двух сохранившихся призраков ожидает реализации под воротами ПЧ. Его заменили новенькой цистерной КАМАЗ-5320, чей запас огнетушащих веществ вдвое больше, чем у ветерана.



И второй призрак 1990-го г. в. Он, насколько знаю, не списан, хотя много лет стоит на приколе и принадлежит частному пожарно-спасательному формированию:



По идее, тут можно б было сказать, что через год-другой легенды советской и российской пожарной охраны на базе ЗИЛ-130 окончательно уйдут в историю (применительно к Тольятти). Но нет секрета в том, каким образом актуальные экономические события сказались на бюджете отечественных спасателей в части закупок новой боевой техники. Как бы не пришлось эксгумировать и ставить на колесо давно разобранные и сгнившие трупы пожарных машин, которые не успели уйти с молотка и не поплавлены на иголки.

Кстати любопытно, что за почти 55 лет службы пожарок на 130-ом шасси, к ним так и не приклеилось никакое прозвище. По крайней мере ничего не смог вспомнить.

Такая перепись.
Tags: автомобили оперативных служб, зил, пожарные автомобили, спецтехника
Subscribe

  • Четыре из Барнаула

    Просто сильно отечественный автопром. Хотя, только на этом фото уже три. Копейка. Шестерка. Волжанка. и Зилок.

  • Барнаульские машинки

    Просто нсколько интересных фотозарисовок, август 2021 года. Начну пожалуй с Тойоты, я в марках машин сейчас уже совсем не гу-гу, просто понравился…

  • Транспорт Приморья - Август 2021

    С Днём Знаний, товарищи! Ежемесячный пост из Спасска-Дальнего Приморского края снова на ваших мониторах. Начнём с вот такой "Mazda…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments